ОГАОУ СПО "Красногвардейский сельскохозяйственный техникум"

 

OГБОУ СПО «Красногвардейский сельскохозяйственный техникум»

 

 

 

Концепция воспитательной деятельности

 

 

 

 

 

г. Бирюч

 


 

НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

 

Государственный заказ на воспитание личности определен:

в оснополагающих законодательных актах Российской Федерации:

  • Конституция Российской Федерации;
  • Законе Российской Федерации «Об образовании» (от 10.07.1992г. №3266-1; в редакции федерального закона от 23.12.2003 г. №186-ФЗ);
  • Законе Российской Федерации «Об общественных объединениях» (от 19 мая 1995 года №82-ФЗ;  с изменениями на 22.07.2010г.);
  • Законе Российской Федерации «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» (от 28 июня 1995 года №98-ФЗ; в редакции федерального закона от 22.08.2004 г. №122-ФЗ);
  • «Национальной доктрине образования в Российской Федерации» (постановление правительства РФ от 04.10.2000 г. №751);
  • Федеральной программе развития образования (Федеральный закон РФ от 28.02.2011 г. №51-ФЗ);
  • государственной программе «Патриотическое  воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы» (постановление Правительства РФ от 05.10.2010 г. № 795);

 

в законодательных актах Белгородской области:

  •  досрочная  областная целевая программа «Развития образования Белгородской области на 2011-2015гг.» ( от 2.10.2010г. №325- пп)
  • досрочных областных программах: «Патриотическое воспитание граждан Белгородской области на 2011-2015 годы», «Основы духовно-нравственного воспитания населения Белгородской области на 2011-2013 годы», «Комплексные меры профилактики проявлений терроризма и экстремизма на территории Белгородской области на 2012-2014 годы», «Программа областных мероприятий, направленных на совершенствование допризывной подготовки молодёжи Белгородской области к военной службе в Вооружённых Силах Российской Федерации, на 2010-2014 годы» и др.

 

Целевые установки нормативных документов в своей совокупности являются общим ориентиром в воспитательной работе с подрастающим поколением и разработаны на основании Концепции Воспитательной деятельности образовательных учреждений Белгородской области.

В настоящей Концепции воспитательной деятельности определены основные цели, задачи, принципы, направления, модель и алгоритм управления воспитанием в системе образования. Концепция воспитания определяет систему взглядов на сущность, цель, принципы, содержание, способы организации, руководства и критерии эффективности воспитательного процесса, адекватные современному социально-экономическому и политическому состоянию общества.

 

 

 

       Цель воспитания: становление и развитие качеств личности на основе нравственных ценностей и исторического опыта России через деятельное отношение к окружающему миру, к людям, себе, направленное на формирование активной жизненной позиции.

Основная цель профессионального образования – подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентноспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности; удовлетворение потребностей личности в получении соответствующего образования.

Решение задачи конкретного улучшения системы профессионального образования, качества подготовки работников в тесной взаимосвязи с развитием фундаментальной и прикладной науки имеет определяющее значение для будущего страны. Оно предполагает совместные усилия академического и педагогического сообщества, государства, предпринимательских кругов.

Основные задачи воспитания.

Система воспитания призвана обеспечить:

  • формирование готовности и способности личности выполнять систему социальных ролей;
  • приобщение к мировой, национальной культуре и культуре своего края для развития духовности и культуры;
  • историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России;
  • воспитание патриотов России, граждан правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к традициям и культуре других народов;
  • формирование у детей, подростков и молодежи культуры мира и межличностных отношений; разностороннее и своевременное развитие детей, подростков и молодежи, их творческих способностей, формирование навыков самообразования, самореализацию личности;
  • формирование у детей, подростков и молодежи целостного миропонимания и современного научного мировоззрения, развитие культуры межэтнических отношений;
  • воспитание толерантного отношения, терпимости к человеку независимо от его расовой и национальной принадлежности;
  • развитие субъективности, инициативности и самостоятельности в исполенении позитивной социальной роли;
  • формирование личности, направленной на совершенствование общества, в котором она живет, умеющей противодействовать асоциальным процессам;
  • развитие коммуникативных навыков и формирование толерантного отношения к людям другой национальности и вероисповедания;
  • усвоение понятий, определяющих управление собой (своим здоровьем, эмоционально-волевой сферой, творческим самосовершенствованием);
  • воспитание здорового образа жизни, развитие детского и юношеского спорта;
  • организацию превентивного (предупредительного) обучения в области профилактики ВИЧ/СПИД в образовательной среди;
  • экологическое воспитание, формирующее бережное отношение населения к природе;
  • эффективность профилактики асоциального поведения детей и молодежи, детской беспризорности, правонарушений и других негативных явлений за счет организации максимальной занятости обучающихся через развитие системы дополнительного образования детей и подростков, организации работы по месту жительства, увеличение количества творческих организаций и объединений по интересам в общеобразовательных учреждениях и учреждениях профессионального образования, привлечение семьи к воспитанию детей и молодежи;
  • организацию участия обучающихся в управлении образовательными учреждениями, содействие созданию детских и молодежных организаций;
  • укрепление взаимодействия с заинтересованными органами (исполнительной власти всех уровней, законодательной) власти), организациями и учреждениями, прежде всего социальной сферы (культуры, здравоохранения, физической культуры и спорта, занятости), правоохранительными органами, общественными, в том числе религиозными, и другими организациями по вопросу воспитания детей, подростков и молодежи.
  •  

Задачи воспитательной работы с подростками:

  • дальнейшие развитие познавательных интересов, критического мышления взрослеющего человека в процессе восприятия социальной информации;
  • развитие нравственной культуры, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам, воспитание толерантного отношения к людям другой национальности;
  • укрепление убеждения воспитанников в том, что добро, милосердие, любовь к людям – это самые высокие ценности человеческой жизни, что никакие социальные условия, в том числе рыночные экономические отношения, не способны их отменить или поставить под сомнение;
  • формирование опыта применения полученных знаний для решения задач в области межличностных отношений в классе, семье, в сфере гражданско-общественной деятельности;
  • воспитание умение отстаивать нравственные идеалы и противодействовать их разрушениям.

 

Задачи воспитательной работы с юношеством:

  • основные системы знаний о различных сферах человеческой деятельности, в том числе экономической, необходимых для выполнения социальной роли человека и гражданина;
  • формирование умений критически осмысливать и систематизировать социальную информацию;
  • формирование умений применения полученных знаний для решения задач в гражданской и общественной деятельности, семейно-бытовой сфере, в области социальных отношений;
  • закрепление и обогащение опыта совершенствования социально-значимых поступков;
  • воспитание толерантного отношения к людям другой национальности и вероисповедания4
  • формирование умений противодействовать асоциальным проявлениям;
  • вовлечение подростков и молодежи в многообразную социальную практику и деятельность институтов гражданского общества.

 

Процесс воспитания в образовательных учреждениях организуется на основе следующих принципов:

  • системности, который обладает свойствами целостности, наличием организации и многообразных связей, а также интегративных качеств подхода к воспитанию как к сложному системному процессу;
  • историзма, который предполагает подход к духовному воспитанию детей, подростков, молодежи как изменяющему во времени под влиянием конкретных исторических условий и связей;
  • преемственности, последовательности и систематичности организации педагогического процесса, который направлен на закрепление ранее усвоенных знаний, умений, навыков, личностных качеств, их последовательное развитие и совершенствование;
  • интегративности процесса обучения и воспитания, который основывается на единстве целей и задач организованного педагогического процесса;
  • индивидуальной избирательности, когда программы деятельности должны быть рассчитаны не на массу, а на конкретного человека с его интересами, взглядами, жизненной позицией;
  • комплексного подхода, который предполагает определение содержания воспитания, вычленение его узловых, стержневых моментов и распределение ответственности всех структурных компонентов;
  • возрастной целесообразности, основанной на том, что в каждом возрастном периоде продуктивного воспитания определенных качеств личности;
  • воспитания в коллективе и через коллектив, который предполагает оптимальное сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм организации педагогического процесса;
  • гуманистической направленности педагогического процесса, который выражает необходимость сочетания целей общества и личности;
  • уважения к личности молодого человека в сочетании с разумной требовательностью, который вытекает из сущности гуманистического воспитания, при которой требовательною является своеобразной мерой уважения к личности обучаемого;
  • ориентированности на формирование в единстве знаний и умений, сознания и поведения, требующей организации деятельности, в которой обучающиеся должны постоянно убеждаться в истинности получаемых знаний, при овладении умениями и навыками социально ценностного поведения;
  • связи организации воспитательного процесса в образовательном учреждении с социокультурной средой, которой предполагает комплексность, целостность всех компонентов воспитательного процесса, единства действий и требований учебного заведения, семьи, общественности, всех учреждений структур социума;
  • организационно-управленческого, предполагающего определение механизма реализации деятельности, планирование, координацию деятельности и функционирования подсистем, контроль, выявление критериев эффективности.

 

НАПРАВЛЕНИЯ ВОСПИТАНИЯ

 

Определяются целью, задачами, принципами воспитательной деятельности, которые, в свою очередь, обусловлены требованиями общества к растущей личности и психологическими закономерностями ее формирования.

 В связи с этим к направлениям воспитательной деятельности можно отнести:

  • формирование мировосприятия на основе развития познавательного потенциала личности (познание истины). В процессе приобретения житейских знаний, их систематизации и обогащения в процессе обучения, самостоятельной работы, разнообразной внешкольной и внеклассной деятельности формируется система научных, философских, социально-политических, нравственных, эстетических взглядов и убеждений;
  • формирование мотивационно-ценностного поведения (формирование высших психических функций потребностей, мотивов, отношений, образа «Я», помыслов, стремлений души). Это направление предполагает

 

а) воспитание нравственности как показателя воспитанности формирующейся личности. Воспитанность проявляется в осознании нравственных норм, их принятии, потребности и умений их применять. Сознательная дисциплина, уважение к труду и к людям труда, культура общения, культура речи, экологическая культура, ответственность личности за свои поступки, ее внешний облик – результат нравственного воспитания. Особо рассматривается воспитание толерантного отношения к людям другой национальности  и вероисповедания, формирование умений противодействовать асоциальным проявлениям, знание правовых норм поведения и руководство ими в повседневной жизни. Формирование правовых основ поведения. Формирование правовой культуры.

 

б) воспитание гражданственности, патриотизма, направленное на формирование общероссийской и национально-культурной идентичности (привязанности, сопричастности), активное участие в жизни страны, края. Гражданственность как черта личности заключает в себе внутреннюю свободу и уважение к государству, любовь к Родине и стремление к миру, чувство собственного достоинства, проявление патриотических чувств и культуры межнационального общения, уважение законных прав и интересов как сограждан, так и людей другой национальности и вероисповедания; формирование электоральной культуры личности;

 

в) воспитание основ экономической культуры и культуры труда, учитывающее уровень современных научных знаний, исторических и культурных традиций нашего общества. Ориентация на активную трудовую деятельность предполагает учет нравственных принципов и требований социальной справедливости. Важное значение для жизненного самоопределения личности, воспитания трудолюбия имеет проводимая в образовательных учреждениях работа по профессиональной ориентации;

 

г) экологическое воспитание: ценностное отношение к природе, людям, собственному здоровью;

 

д) эстетическое воспитание как процесс формирования способностей восприятия и понимания прекрасного (в отличие от безобразного) в искусстве и жизни, развитие эстетического вкуса на основе приобщения к выдающимся художественным ценностям отечественной и мировой культуры, стремление привнести прекрасное в реальную жизнь;

 

е) физическое воспитание, направленное на развитие потребности в здоровом образе жизни и стремление быть красивым и сильным духом и телом. Большую роль в формировании такого отношения играют семья и использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе;

 

ж) семейное воспитание. Семья – первая школа общения растущего человека, в условиях которой приобретается нравственный опыт поведения, воспитывается уважение к старшим, братьям и сестрам, развивается потребность заботиться о престарелых и больших, формируются навыки ведения домашнего хозяйства. Главным средством воспитания в семье является личный пример отца и матери, отношениям которых с детьми и подражают молодые люди, создавая свою семью;

 

  • процессуально-деятельностное направление, связанное с созданием условий (воспитывающей среды) для реализации студентами своего познавательного, мировоззренческого, нравственного, эстетического, коммутативного, творческого потенциала. В процессе разнообразных видов деятельности, предоставляющих возможность усваивать различные социальные роли, выражается потребность и способность субъекта проявляет заботу о других, создаются условия для воспитания организационной культуры, лидерских качеств, организаторских умений и навыков, умений подчиняться и требовать, опыта сотрудничества со сверстниками взрослыми, коммутативных умений и навыков, активной творческой позиции, умений самостоятельно принимать решения в ситуации выбора и нести за них ответственность, навыков организации и проектирования собственной деятельности, организации самоуправления в образовательном учреждении.

Указанная классификация направлений воспитания вследствие комплексного влияния любого воздействия на личность носит инструментальный характер и используется для осмысления сущности воспитания, для составления программ и планирования воспитательной работы.

Активное внедрение данных направлений воспитания способствует формированию современного специалиста (см. приложение «Модель личности выпускника).


Познавательная

деятельность. Знания и умения

  • Ориентация в информационном поле. Компьютерная грамотность.
  • Знание иностранного языка на функциональном уровне.
  • Достаточный уровень базовых знаний, необходимый для достижения  высоких профессиональных показателей.
  • Потребность в самообразовании.
  • Гибкость и критичность мышления.
  • Открытость новому и креативность
  • Интеллектуальная лабильность.
  • Умение применять знания в нестандартных ситуациях для решения возникающих проблем.
  • Знание способов рациональной организации труда.
  • Мотивация достижения.
  • Высокий уровень притязаний.
 

Жизненная

 и нравственная позиция

  • Гуманистическое мировоззрение.
  • Сформированное представление о смысле жизни, идеале, счастье.
  • Желание создать крепкую, благополучную, счастливую семью.
  • Адекватная самооценка.
  • Наличие жизненных планов.
  • Толерантное поведение.
  • Жизненный социальный оптимизм.
  • Способность сделать правильный, нравственный, социальный и политический выбор.
  • Патриотизм (чувство гордости за Отчизну и желание ее процветания).
  • Честность, принципиальность, умение отстаивать свои взгляды и убеждения.
 
МОДЕЛЬ ЛИЧНОСТИ ВЫПУСКНИКА  

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Социально и профессионально мобильная личность выпускника

 

 

 

 

Коммуникативный потенциал личности

  •  Умение жить лично с другими.
  • Признание и уважение прав любой личности на самостоятельность и независимость.
  • Социальная адаптированность
  • Знание психологических основ общения.
  • Культура речи.
  • Предприимчивость.
  • Способность проявлять инициативу, не спрашивая других, следует ли это делать.
  • Умение постоять за себя.
  • Умение контролировать себя
  • Доброжелательность, сдержанность, тактичность в общении
 

Культура личности

Физическая культура:

  • Отношение к своему здоровью как к важнейшей личной и общественной ценности; знание и владение приемами и способами оздоровления своего организма.

Эстетическая культура:

  • Художественно-творческая активность на оптимальном для каждой личности уровне;
  • Развитое чувство эстетической меры;
  • Умение со вкусом одеваться, организовывать быт.

Экологическая культура:

  • Готовность охранять и защищать природу;
  • Стремление не навредить окружающей среде.
 
 

 


Критерии, показатели и методы изучения эффективности воспитания в ФГОУ СПО «Красногвардейский сельскохозяйственный техникум»

 

Критерии

Показатели

Некоторые методы изучения

1

2

3

1. Сформированность познавтельного потенциала

Познавательная активность студентов, их кругозор, пытливость ума, наблюдательность, интерес к познанию.

Развитие мышления обучающихся (креативность, гибкость, критичность и другие качества). Умение отстаивать свою точку зрения и прислушиваться к мнению других.

Уровень обученности (умение переносить усвоенные знания в новую ситуацию и использовать их в практике, т.е. компетентность)

карта интересов. Наблюдение за обучающимися в различных видах деятельности.

Методика статистического анализа (диаграммы, графики)

2. Сформированность мотивационно-ценностного поведения

Выбор нравственных норм и способов самореализации и самоутверждения. Приобретение навыков противостояния асоциальным явлениям.

Наличие адекватной самооценки.

Мотивация достижений.

Формирование положительного образа «Я», активной жизненной позиции.

Развитие потребности и способности обучаемого проявлять заботу о других. Уровень нравственной воспитанности (приобретение требований правовых норм личностного смысла и руководства в повседневном поведении) и знание законов.

Сформированность положительного отношения личности к семье, окружающим людям, сверстникам, труду, природе, Родине.

Сформированность толерантного отношения к людям другой национальности и вероисповедания.

Формирование ответственности, самодисциплины.

Эмоциональное благополучие личности в семье, в студенческом коллективе, учебной группе. Стремление к гармонии, красоте.

Сочинение «Каким я хочу быть»

Методика для изучения профессиональных предпочтений.

Определение направленности личности Б. Басса.

Определение личностной и ситуативной тревожности.

Экспресс-диагностика социальных ценностей личности

Определение жизненных ценностей личности (П.И. Иванов, В.Ф. Колобова)

Тест «Цветопись»

Вербальная диагностика самооценки личности

Диагностика личностной креативности (Е.Е. Туник)

Диагностика мотивации достижений (А. Мехрабнан)

Кинетический рисунок семьи

Эмоциональное благополучие в коллективе.

3. Создание воспитывающей среды образовательного учреждения

Соответствие содержания системы воспитания целям и условиям, которые созданы для ее реализации в учреждении.

Согласованность планов и действий всех подструктур образовательного учреждения и других учреждений, структур, организаций.

Наличие системообразующего фактора воспитательной системы.

включение обучающейся молодежи в различные виды социально-полезной деятельности.

взаимодействие с учреждениями культуры, здравоохранения, физической культуры и спорта, клубными учреждениями, дополнительного образования, общественными организациями (в т.ч. ветеранскими, религиозными).

Эстетизация среды образовательного пространства.

наличие сложившегося единого коллектива всего учреждения.

Удовлетворенность участников образовательного процесса жизнедеятельностью учреждения.

методика статистического анализа.

Методика Е.Н. Степанова «Изучение удовлетворенности педагогов жизнедеятельностью в образовательном учреждении».

Методика А.А. Андреева «Изучение удовлетворенности студентов жизнью»

Методика Е.Н. Степанова «Изучение удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения».

 


ФОРМЫ, МЕТОДЫ И СРЕДСТВА (ДАЛЕЕ – ФОРМЫ) ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ФГОУ СПО «Красногвардейский сельскохозяйственный техникум»

 

Учреждения среднего профессионального образования.

Формирование мировосприятия на основе развития познавательного потенциала обучающейся молодежи:

  • проведение студенческих научно-практических конференций, семинаров, творческих и профессиональных конкурсов, фестивалей, олимпиад, предметных недель, интеллектуальных викторин; студенческие СМИ (печатные, мультимедийных), экраны достижений студентов, тематические газеты, профессиональные вестники и вестники научно-технической информации;
  • внедрение  в практику: «Школы менеджмента», «Школы творчества», «Клуба молодого избирателя», «Клуба молодого специалиста», «Клуба интернациональной дружбы» и др.
  • интеллектуально-познавательные и деловые игры; лекторий по развитию интеллектуальных и профессиональных способностей студентов;
  •  встречи с творческими личностями, представителями профессиональной сферы, ветеранами профобразования, клубы по интересам;
  • проведение учебных занятий с применением новых технологий личностно ориентированного обучения.

 

Формирование мотивационно-ценностного поведения.

 

  • нравственное воспитание:
  • тренинги по нравственному совершенствованию «Тропинки к своему «Я»; программы религиозного просвещения (циклы лекций, встречи с представителями епархии, экскурсий); циклы мероприятий по профилактике негативных тенденций в юношеской среде «Не отнимаю у себя завтра»; диспуты, «круглые столы», вечера общения, этические беседы, клуб родительского всеобуча «Нравственные истины»; факультативы «Культура влюбленных», «Моя первая любовь»; спецкурс «Этика и психология семейной жизни»; «Литературная гостиная», «Психология общения», «Учись учиться», «Покажи себя», «Основы и ценности православия», «Технология поиска работы».
  • турниры по вопросам права, организация цикла мероприятий (лекций, встречи с сотрудниками правоохранительных органов, просмотр видеоматериалов) по предупреждению правонарушений; семейный лекторий;
  • организация работы по формированию правовой культуры, воспитанию толерантности. Профилактика асоциальных явлений в молодежной среде;

 

  • воспитание гражданственности, патриотизма:
  • часы делового общения – встречи с представителями органов законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления, организация творческих встреч, вечеров, дни истории и культуры стран СНГ;
  • клуб молодого избирателя, «круглые столы», встречи с представителями политических партий, общественных движений молодежных организаций, дни воинской славы России, фестивали военно-патриотической песни, школа студенческого актива;
  • поисково-исследовательская работа (создание музеев, работа поисковых групп советов по патриотическому воспитанию), экскурсионная работа, уроки мужества, вахты памяти, шефство над памятниками воинской и трудовой славы, аудиторный час «Моя семья в истории страны» с составлением родословных;

 

 

 

  • воспитание основ экономической культуры и культуры труда:
  • конкурсы профессионального мастерства, конференции, олимпиады, выставки, организация деятельности студенческих трудовых отрядов, встречи с представителями трудовых династий, выпускниками, ветеранами труда, представителями бизнеса, участие в общегородской молодежной акции «Чистый город»;
  • профессиональные клубы, кружки, деловые игры и тренинги «Поведение на рынке труда», профориентационная работа: дни открытых дверей, ярмарка вакансий, лекторий «Мир профессий. Учебные фирмы», конкурс «Лучший по профессии», кружки технического творчества, сочинения, диспуты, деловые игры «Что я знаю о своей профессии?»;

 

  • экологическое воспитание:
  • экологический ликбез (лекторий, рейды, пресс-конференции, защита проектов, участие в экологических акциях;
  • факультатив «Нравственное и экологическое воспитание», фотоконкурсы «Шаги по росе»;

 

  • эстетическое воспитание:
  • посещение театров, встречи с актерами, кинолектории, ролевые игры, «круглые столы», вечера по проблемам эстетического воспитания «Человек человеку кто?», конкурсы художественной самодеятельности;
  • экскурсионная, кружковая и клубная деятельность, фестивали команд КВН, танцевальный фейерверк, ярмарка народного творчества;
  • встреча с участниками бардовской песни, фотоконкурсы и фотовыставки различной тематики («Наши таланты»);

 

  • физическое воспитание:
  • спортивно-оздоровительные и развлекательные игры, встреча с белгородскими олимпийцами, дни здоровья, спортивные праздники, спартакиады, спортивные КВН;
  • туристические походы и экскурсии, лекторий «Народный университет здоровья» с привлечением работников здравоохранения.

 

Процессуально-деятельностное направление:

  • инструктивно-методическое совещание, педсоветы: «Психогигиена – ведущая составная часть воспитательного процесса», «Особенности студентов нового набора, проблемы их социальной адаптации, выделение учащихся, требующих постоянного педагогического наблюдения и контроля», «Формирование коллектива в учебных группах». Определение направлений работы с каждым учащимся», «Социально-психологический портрет учебной группы», «Психологический микроклимат проблемной учебной группы: анализ, рекомендации», «Рекомендации по составлению психолого-педагогической характеристики группы» в начале и в конце учебного года, заслушивание психолого-педагогических характеристик групп: диагноз, обмен опытом; использование на учебных занятиях методов проблемно-дискуссионного характера, приемов, направленных на формирование самоконтроля и взаимоконтроля студентов.
  • конкурс «Лучшая группа года», деловые игры;
  • организация участия родителей в решении проблем учебного коллектива: родительские комитеты, актив родителей; оказание помощи обучающимся из малообеспеченных семей: всеобуч родителей: родительские собрания, конференции, «круглые столы» с привлечением различных специалистов по проблемам воспитания и самовоспитания молодежи; памятки, рекомендации для родителей по методам воспитания; использование видеоматериалов в педагогическом просвещении родителей; консультационные дни специалистов; рейды в семьи; открытые родительские дни с посещением занятий или внеучебных мероприятий; творческая совместная деятельность детей и взрослых: игры, познавательно-развлекательные программы, концерты, выставки, дни здоровья; участия родителей в проведении досуга студентов (кружки, секции); социально-педагогические тренинги общения и поведения родителей в различных семейных ситуациях;
  • стимулирование творческой инновационной деятельности педагогов: конкурс «Самый классный»;
  • разработка концепций воспитательной деятельности педагогами, классными руководителями, кураторами исходя из особенностей учебного коллектива и видения своей роли в нем, проведение творческих вечеров отчетов; регулярный цикл лекций городского центра планирования и репродукции семьи по психологии семейной жизни, половому воспитанию молодежи;
  • организация ученического самоуправления; обучение актива, участие в работе общественных молодежных организаций.

 

 

ПРИНЦИПЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Необходимость выделения принципов воспитательной деятельности обусловлена определением условий для создания воспитывающей среды, направленной на эффективную реализацию обучаемыми своего познавательного, нравственного, коммуникативного, творческого потенциала. Они способствуют более успешной и естественной реализации личности и имеют процессуально-деятельностную направленность.

На основе данных мониторинга воспитательных систем Белгородской области выделено пять принципов воспитательной деятельности:

  • Принцип «само» (умение реализовать себя) – направлен на самостоятельную реализацию человека в любой сфере жизнедеятельности, прежде всего, в самоуправлении (самодеятельность, самоуправление, самовоспитание, самостоятельность т.д.).
  • Принцип творческой активности (умение искать творческие решения) – может выступать механизмом реализации коллективных дел и личностных задач. Он направлен на поиск нового, на развитие оригинальности, инициативы, фантазии обучаемых и является главным стимулом интересных дел (мобильность, творчество, активность, действие и т.д.).
  • Принцип успешности (умение делать). Основными понятиями его могут быть ощущение нужности, востребованности, желание делать, («Я нужен», «Я могу», «Я делаю»).
  • Принцип общения (умение говорить, слушать, понимать) – направлен на развитие коммуникативных качеств, диалогичности, принятие особенностей и непохожести другого, умение понимать. В основе его – гуманизм, толерантность, милосердие, воспитание доброго отношения к людям.
  • Принцип элективности направлен на умение делать выбор в различных ситуациях: от выбора поступков, характера поведения до выбора путей жизненного самоопределения. Под элективностью подразумеваются действия человека, ориентированные на осознанную возможность правильного, реального и позитивного выбора труда (физического, интеллектуального, эстетического), приносящего пользу и самому человеку, и обществу (в том числе выбора будущей профессии), личностных ценностей, жизненных ориентиров, социальных и духовных приоритетов (индивидуальная, личностная, профессиональная ориентация, трудовая деятельность, самореализация и т.д.), умение вести себя в соответствии с правовыми нормами, противодействовать асоциальным явлениям.

 

 

 

 

 

 

 

 

Hosted by uCoz